+7 (812) 603 03 69

на главную карта сайта контакты МЕНЮ
Статьи
  • Главная
  • Статьи
  • Дорожные технологии прошлого: насколько они эффективны и чего ждать в будущем

20.11.2016 - Дорожные технологии прошлого: насколько они эффективны и чего ждать в будущем

Дорожные технологии прошлого

Строительству дорог в России всегда уделяли много внимания. Вот только не в том аспекте, в котором бы хотелось. В основном наши конструктора и архитекторы работали над тем, как удешевить процесс, а не сделать покрытие качественнее. Об этом явно свидетельствуют технологии прошлого столетия.

Первые дороги с твердым покрытием в России стали появляться только в начале XIX. До этого были исключительно столичные тракты, и те встречались довольно нечасто. Подобные дороги представляли собой своеобразную трассу, которая состояла из плотно уложенных фашин. Поверх них укладывали помост из бревен. Трассы из фашинника были несколько удобнее обычной грунтовой дороги, тем не менее после сильно дождя по ним передвигаться было также невозможно.

Первые достижения

В XX веке в России можно отметить небольшой прорыв в строительстве дорог. В основном использовали технологию дорожного строительства, при которой полотно создавали из железобетонных плит. Они изготавливались на заводе, где создавались максимально комфортные условия для правильного затвердения бетона. В результате дороги получались довольно качественными и эксплуатировались на протяжении длительного времени.
Так, например, по подобной технологии строился всем известный МКАД.

Перед тем как прийти к плитам, в России была популярна монолитная укладка. В данном случае плиты создавались непосредственно на месте их укладки. Но при таком подходе приходилось на длительное время перекрывать определенный участок трассы. К тому же здесь не было условий, подходящих для затвердения плит. Только летом в те дни, когда не было сильной жары или дождя, можно было получить конструкции с требуемыми характеристиками.

Стоит отметить, что и переход на плиты не дал должного результата. У них был один существенный недостаток – постепенно они разъезжались и осаживались с разной скоростью, образовывались существенные щели. На деле оказалось, что подобные трассы совершенно не предназначены для передвижения грузовых автомобилей.

Как была усовершенствована плитная технология?

После неудачного опыта строительства дорог, началась работа над совершенствованием технологии. В результате для улучшения качества покрытия были предприняты следующие меры:

  • плиты начали оснащать сквозными каналами;
  • через имеющиеся отверстия протягивали тросы из стали;
  • промежутки между железобетонными конструкциями заливались специальным герметиком.

Затраты на строительство дорог по данной технологии значительно сократились. Вот только дальше дело в России не пошло. А вот США применяет подобную технологию с 1921 года и постоянно совершенствует. Также ее стали применять в Бельгии, Франции и других европейских странах.

Почему Россия отказалась от бетона?

Дорог, построенных из бетона, в России осталось немного. Из общего числа дорожных покрытий на них приходится не более 3%. В РФ дороги преимущественно создаются из асфальта. Причина этому – дешевизна материала. Кстати, особого качества не получалось именно из-за экономии. Для того чтобы сократить расходы чиновники даже не уделяли большое внимание подготовительным работам. На грунт утрамбовывали слой песка, затем – щебня. На него производилась укладка асфальта. Для сравнения в Германии современные дорожные технологии подразумевают создание подушки под дорожное покрытие до 2 м.

Результат плохой подготовки очевиден – трещины, выбоины, ямы, просадка асфальта. Волнообразную поверхность можно было увидеть довольно часто из-за смешивания разных слоев основы. Подобные участки просто ремонтировались, но такие работы спасали не на долго.

Строительство в советские годы

В 70-х годах было принято решение внедрить иглопробивной геотекстиль. Данный материал позволял разделять слои. В результате они не смешивались и ямы стали образовываться намного реже. К тому же геотекстиль обладает дренирующими свойствами и при его использовании даже асфальтовое покрытие служило довольно долго.

Но со временем нагрузка на дороги увеличилась и данная технология стала недоскональной. Сегодня в мире активно используют плоскую пластиковую георешетку, которая фиксирует дорожное полотно. Но в Россию эта технология пока не дошла, а потому строительство продолжается по методу прошлого столетия.

Единственное в чем наблюдается прорыв – это совершенствование автопарка дорожно-строительной техники, что позволило все же немного улучшить качество покрытия. В обиходе компаний появились современные сваезабивочные машины, позволяющие устанавливать ограждения и опоры не повреждая полотно, автогрейдеры, гудронаторы и т.д. Все это дает надежду на то, что в ближайшее время мы последуем примеру европейских и американских компаний, занимающихся строительством дорог.